Ближайшие выставки

Участвуй в рейтинге


Рейтинг сайтов LD - бесплатный сервис, предназначенный для сбора статистики посещений и организации рейтинга ресурсов по строительной, цветочной и ландшафтной тематике. Добавьте сайт в рейтинг и получите код счетчика посещений для сайта.

Камни

Живое дыхание камня

Переливы цвета, узоры прожилок, игра света и тени на рельефе настолько живописны, что порой создается впечатление, что камень дышит, живет своей внутренней жизнью.

Камни – безмолвные хранители тайн мироздания, нечто незыблемое, основательное и надежное. Не будет преувеличением сказать, что натуральный камень для оформления ландшафтных композиций является универсальным материалом вне времени, настолько он актуален и популярен. На камни, этих застывших свидетелей начала начал, можно смотреть бесконечно - так же как на огонь и воду - отдыхая взглядом и настраиваясь на философские мысли о вечности. Переливы цвета, узоры прожилок, игра света и тени на рельефе настолько живописны, что порой создается впечатление, что камень дышит, живет своей внутренней жизнью.

Умелое использование камня в декоративных целях придает саду респектабельности, уюта и исключительности. При всей своей монументальности и кажущейся холодности, камень необычайно податливый материал, позволяющий воплощать практически любые идеи. Его эстетическая привлекательность наполняет пространство настроением. Каждый отдельный камешек, уложенный со знанием дела, оживляет отделку, насыщая дизайн неповторимой игрой.

В разных странах существуют свои стилистические традиции использования камня в создании ландшафтного дизайна. Это, конечно, важно учитывать при обустройстве тематических ландшафтов, но еще важней тонко чувствовать и понимать стилистические нюансы. Нельзя пускаться в авантюрные творческие эксперименты не изучив, так называемое, «естественное культурное окружение». Неуёмное стремление воздвигать, например, замки с башенками и эмирскими садами средь аккуратных домиков и семейных садов идет вразрез с чувством меры и смотрится нелепо. Зачастую, особенно при массовых коттеджных застройках, отсутствуют общие направления архитектуры ландшафта, что приводит к оторванности каждого отдельного участка, дисбалансу стилей и направлений, где камень, даже в избыточном количестве, оказывается лишним. Неумение вписать дизайн своего участка в общую концепцию окружающего ландшафта ничего кроме ироничной улыбки не вызывает.

Умелое использование камня в декоративных целях придает саду респектабельности, уюта и исключительности.

Любое дорогостоящее стремление превратить свой обособленный мирок за высоким забором в «фантазию на тему» не должно быть чересчур натуралистичным, все хорошо в меру. Порой достаточно лишь сделать небольшой акцент, чуть-чуть добавить необходимой стилизации и участок приобретет столь желаемый восточный или средневековый облик. Вот это «чуть-чуть» и создается с помощью камня.

Камень – это не тот материал, с которым можно работать шаблонно, ориентируясь только на модные тенденции. Камень надо почувствовать, обыграть его в заданной теме. Например, если для отделки дома в классическом стиле используется гранит, то это должен быть идеально обработанный, с четкими формами камень, который затем необходимо искусно повторить в других элементах дизайна участка, где так же важна строгая классическая форма. При оформлении камнем фонтанов и каскадов наоборот, необходимо избегать строгой геометрии или же разбавлять уже имеющиеся четкие формы. Так с помощью камня расставляются смысловые акценты, и достигается гармония.

Тонкая грань, отделяющая произведение искусства от китча, заключается в чувстве меры. Поэтому, какие бы соблазны не обуревали художника в свете финансовых возможностей заказчика, он не должен увлекаться дорогостоящими работами в ущерб творчеству и красоте. Красота, воплощенная в камне, не увянет, в отличие от мимолетной красоты цветка. Природный камень позволяет играть не только со временем, но и с пространством – разграничить, обозначить видовые точки и расчертить пейзаж. Мастерские вкрапления камня в архитектурный ландшафт – это те самые фрагменты, которые создают общую благоустроенную картину. С его помощью достигается логическая завершенность каждого участка, и визуальное отделение одной части сада от другой. Одновременно камень помогает обобщить территорию, обыграть входные группы и дорожки, связав их с элементами, притягивающими взгляд.

Живая и неживая природа должны органично сливаться в единую композицию. Нет таких растений, которые не гармонировали бы с камнем, как нет и универсальных рецептов по созданию такой гармонии.

Живая и неживая природа должны органично сливаться в единую композицию. Нет таких растений, которые не гармонировали бы с камнем, как нет и универсальных рецептов по созданию такой гармонии. Плох тот дизайнер, который не творит красоту, а идет по заранее разработанным схемам.

Казалось бы, природный камень, как и его драгоценные родственники, всегда в моде, но представьте, каким монотонным и угнетающим станет сад, если чувство меры, притупленное соображениями престижа, изменит вам. Пресыщение ландшафта, пусть даже таким красивым материалом как камень, убьет дизайн. К сожалению, такие напичканные камнем участки, не редкость, и далеко не всегда виной тому излишние амбиции заказчика. Разработчики проектов зачастую суют камень, куда попало, в угоду своим меркантильным интересам. Ведь камень – дорогой материал. Но, как не стоимость холста и красок определяет ценность картины, так и камень сам по себе - ничто. Только в руках мастера, способного «отсечь все лишнее» и понимающего суть вещей, камень преображается. И тогда, каменные элементы станут играть свойственную им роль великолепных ландшафтных точек, привлекающих внимание, не потому, что они сделаны из дорогого и престижного материала, а потому, что выполненные в камне, они смотрятся потрясающе.

«Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво …» (А.С. Пушкин)

Неправильная форма, разные оттенки камней требуют не только отточенного мастерства, но и вкуса.

Любой мастер, который работает с камнем, должен созидать не спеша, вдумчиво. Это кирпичи можно класть не думая, с сумасшедшей скоростью выполняя стахановские нормы. В процессе кладки камня механические движения – путь тупиковый, убивающий саму суть творчества. Природные камни так не похожи друг на друга, их надо подбирать, учитывая все нюансы. Такое построение сродни вдохновенной работе художника, смешивающего краски на мольберте прежде, чем нанести их на холст. Неправильная форма, разные оттенки камней требуют не только отточенного мастерства, но и вкуса. Это же относится и к работе с облицовочными каменными плитами, стыки которых образуют свой узор. Неровные швы, потеки строительного раствора способны также испортить общую картину, как и неумелое совмещение природного рисунка. Получится эдакая «загогулина» ничего не вызывающая, кроме ощущения дискомфорта.

Разумеется, картина будущей каменной кладки продумывается заранее, еще на стадии разработки общей концепции дизайнерского проекта. Затем разрабатываются чертежи, по которым могут работать каменщики. Но истинный дизайнер никогда не пустит воплощение своей идеи на самотек. Как бы ни был высок профессионализм рабочих и детально прорисованы схемы, окончательную картину видит только тот, кто ее придумал. Бывает, что материал не вписывается в первоначальную идею и диктует совсем другое композиционное построение, в таком случае конечный результат может разительно отличаться от задуманного. Вот почему так важно тесное взаимодействие исполнителей и проектировщиков, и именно поэтому при проектировании ландшафтного дизайна нужно указывать только направленность каменного оформления, но никак не загонять его в жесткие рамки. Такой подход оставляет простор полету дизайнерской мысли для материализации ее в ландшафт, выполненный на высоком эстетическом уровне.

Дизайнерские сады не зря называют материальным воплощением грёз, столько в них красоты. Но красота эта очень эфемерна, соткана из неуловимых оттенков художественного чутья одного человека – создателя сада. Поэтому дизайнер сам должен присутствовать на объекте, чтобы своими глазами видеть весь процесс реализации его идеи, потому что рабочие просто не смогут сделать все так, как необходимо, руководствуясь только, пусть и хорошо нарисованной, картинкой. Ведь нельзя вложить в голову другого человека свое восприятие прекрасного.

Ведь при создании, например, альпийской горки очень важно чтобы камни легли красиво.

Для ландшафтных работ с использованием камня нужно подряжать рабочих-исполнителей не просто старательных и квалифицированных, но и с хорошим вкусом. Ведь при создании, например, альпийской горки очень важно чтобы камни легли красиво. Конечно, дизайнер обязан контролировать процесс, но, к сожалению, встречаются и такие высокооплачиваемые специалисты, которые манкируют своими обязанностями, появляясь на объектах лишь изредка. Но подобные дизайнеры и архитекторы – штамповщики шаблонов, которые никак не связаны с настоящим дизайнерским искусством.

Возможна и такая ситуация: очень занятому заказчику некогда самостоятельно заниматься поиском подрядчика и он доверяет рекомендациям, почти случайных людей или броской рекламе. А ведь не стоит слепо доверяться даже специалистам. Не исключено, что ваш гид по миру камней поведет вас не по самому короткому пути. К тому же, среди творческих натур, к коим, несомненно, относятся ландшафтные дизайнеры, еще встречаются такие, которые создают ландшафт ради ландшафта. Не верьте, что секретами красоты владеют лишь избранные, в ее оценке нет, и не может быть каких-то профессиональных критериев. Почувствуйте свой камень, вы определенно узнаете его, ведь камень, как и все материалы, рожденные природой, обладает энергетикой, которая либо притянет, либо оттолкнет вас.

Творчески настроенный проектировщик, конечно, учтет все пожелания клиента, которому в свою очередь стоит прислушаться к мнению специалиста. Но, хотя и не часто, бывает, что вкусы заказчика диаметрально противоположны вкусам дизайнера. В этом случае лучше разойтись с миром, не нравится – не соглашайтесь даже с самими именитыми дизайнерами. Найдите художника со схожими взглядами, которому доверьтесь полностью в рамках оговоренного вкусового решения. Дайте ему простор для творчества, пусть он сам определится с выбором камня и тогда конечный результат превзойдет все ваши ожидания. Но, как говорится, доверяйте не словам, а делам, ибо дизайнер может очень долго и красиво разворачивать перед вами словесную картину, которая затмит своим великолепием лучшие дизайнерские сады мира. Другими словами, исходите из увиденного – посмотрите предыдущие работы художника, и если вам все нравится, то положитесь на него безоговорочно. Чтобы не диктовала ландшафтная мода, превознося на пьедестал тот или иной материал, помните, что этот сад проектируется для вас и главное, чтобы он был комфортен именно вам.